0.jpg

В Полтаве под эгидой «Нашей Украины» прошел всеукраинский
рок-фестиваль «Мазепа-Фест». Второй по счету «Мазепа» (живший два дня
против одного в прошлом году) оставил по себе самые приятные
впечатления, добрую память и – некоторые сомнения в собственном
будущем.

0.jpg

Дешево, патриотично и под музыку

В Полтаве под эгидой «Нашей Украины» прошел всеукраинский
рок-фестиваль «Мазепа-Фест». Второй по счету «Мазепа» (живший два дня
против одного в прошлом году) оставил по себе самые приятные
впечатления, добрую память и – некоторые сомнения в собственном
будущем.

«Натхнення і мистецтва діти…»

Опороченный Пушкиным и обласканный Байроном и Ю.Ильенко гетман
определенно благоволит фестивалю своего имени: погода в Полтаве в дни
рок-акции стояла просто курортная.

Прохожие по-провинциальному неспешно дефилировали центром города
(ул.Ленина, ул. Жовтневой Революции и т.п.). Кажется, только для того,
чтобы окончательно замереть в разморенной истоме на одной из лавочек
знаменитой Круглой площади.

О том, что в их населенном пункте вечером откроется «Мазепа-Фест», о
котором «говорит вся Украина», из опрошенных мной местных жителей не
знал никто. Да и афиш праздника, практически, не наблюдалось. Кроме
того, как выяснилось, доброжелательные полтавчане просто не знают, где
у них находится Певческое Поле, зато с готовностью показывают дорогу к
Парку Победы, где таковое, собственно, и находится. За пределами
главных магистралей Полтава оказалась, в основном, пятиэтажной и ниже,
кирпичной или оштукатуренной в «теплые» цвета персика, абрикоса и охры.
На каждом шагу – как, впрочем, и в центре, – прохожего поджидали
палатки с фруктами и овощами и, точно такие же – с газетами. На
практически всех домах красовалось по две-три вывески «Продуктовый» или
«Кафе». А еще – представьте себе – в городе не оказалось ни одного
Макдональдса.

Квинтэссенцию провинциального очарования Полтавы я отыскал на
закрытом (видимо, навсегда) киоске «Пресса», где красовалась
бесхитростная надпись:

Полтавські люди –
Мов весняні квіти.
Вони натхнення
І мистецтва діти.
Їх до еліти – де б не був,
Приймають,
Бо наші люди
Більш за всіх читають!

Почтеннейшая публика

Певческое Поле в Полтаве – относительно небольшой амфитеатр,
«спрятавшийся» в низине Парка Победы у заболоченного озера. Уже за час
до начала шоу зал был полон – вход на фестиваль, по традиции,
бесплатный, так что прийти и выслушать «Мазепу» смогли все, кто мог и
хотел. Чего в Киеве не случается уже даже на «Рок-Экзистенции».

Что меня тронуло больше всего – так это полтавская публика. Я словно
оказался на какой-то из рок-акций в Киеве образца конца 1980-х – начала
1990-х (правда, здесь никто не дрался, и милиционеры были на удивление
незлобливы – хотя местная публика и думала про них в корне
противоположное.) Прямо на скамейках Поля отплясывали утыканные
булавками панки с ирокезами, в подранных «косухах» с явно самопальными
надписями вроде «Панк жив!» Очень суровые малолетние все в заклепках
металлисты держались степенно. И только время от времени орали «Давай
металл»! Туда-сюда шныряли немногочисленные хиппи в бисерных фенечках.
В общем, присутствовал весь «неформальный» набор, давным-давно куда-то
подевавшийся в столице. Довершало сходство с Киевом-1989 всеобщее
безденежье зрителей. По причине которого все со всеми делятся
сигаретами, пивом и «огоньком» зажигалок. Меня, кстати, тоже все время
норовили напоить, накормить и потащить танцевать – при этом абсолютно
не интересуясь, кто я и с какой стати все время что-то пишу в блокноте.

Битва за Полтаву: день первый

«Гілля голе, голе – зима йде поволі», – такты припева из песни
«Шива» «динозавров» укррока группы «Кому Вниз» неспроста стали
официальными позывными фестиваля. Слушаешь – и действительно (черт его
знает, почему) проникаешься «торжественностью момента».

Два дня национального, т.е. украиноязычного и хорошо сыгранного рока
– срок, вполне достаточный, чтобы убедиться: рок-музыка в Украине не
просто жива, а и популярна. Просто с тех пор, как ее вытеснили из
Киева, она обретается в провинции. В Полтаве, по предварительным
подсчетам, послушать «свою» музыку каждый день собиралось до 5 тыс.
человек.

Если верить главному режиссеру и ведущему праздника Сергею
Архипчуку, дух мятежного гетмана лично наблюдал за рок-фестом своего
имени. Непосредственными же организаторами фестиваля стали «Просвита»,
нардеп-«руховец» Н.Кульчинский, С.Архипенко и музкритик А.Евтушенко.
Спонсировали действо «Наша Украина», укрдиаспора в лице семейства Веры
и Богдана Бондаруков из Чикаго, полтавские… кондитерские и
ликеро-водочные заводы.

Самое большое впечатление лично на меня, как, впрочем, и на
большинство гостей феста, произвели именно «молодые» группы из
глубинки. В первую очередь, именно полтавчане. В первый день «Мазепы»
как раз была презентована т.наз. «полтавская панорама» фестиваля –
всего семь молодых местных украинских рок-групп.

Если же сравнивать «своих со своими», самыми интересными выглядели
«Берег Бонанзы» (хип-хоповый речитатив, «совмещенный» с гитарными соло
и духовой секцией), украинские «готические» романтики «Пинз». И,
конечно, совершенно упоительный «Контрабас» – с настоящим контрабасом,
используемым как… огромная гитара. И тоже – духовой секцией.

«За царя Панька земля була тонка, слов'яне разом вірили, жили. Мене
там не було. Але я не плачу, і приводу не бачу давати волю сльозам!» –
наяривали рок-н-ролл (еще у них были блюзы, акустика, песни, по
стилистике чем-то сходные с знаменитым «Вием» и т.п.) «контрабасисты».

Общепризнанные «звезды» полтавского рока – «Талисман» и
«Арахнофобия» – работали уже во второй день фестиваля. Но меня
впечатлили куда меньше. Хотя, с другой стороны, играй те же
«арахнофобы» на ведущих укрплощадках – может быть, стали бы
мегазвездами уровня «ВВ».

Чего можно пожелать и совершенно замечательной киевской группе
«Трутни» – как по мне, «открытию» фестиваля. Примечательная троица
людей лет по 45-ть выдала сумасшедшего драйва хард-рок с текстами,
напоминающими «Братів Гадюкіних». Ну, по крайней мере – такими же
ироничными. И все это – хриплым «мяукающим» голоском.

Из интересного в первый день «Мазепы» я бы отметил еще и херсонских
«One Line». Украинский рок в Херсоне – это уже само по себе интригует.
А тут еще и девочка-солистка Анечка смахивала на Земфиру. В смысле –
голос и энергетика на сцене…

Хэдлайнером же 5-го июня стал «культовый» «Вий». Стадион так и
простоял минут сорок – от начала песни «Змія», и до конца их
выступления. Подпевали, сохраняли от ветра огоньки зажигалок и свечек. 1.jpg
Закрывали первую часть праздника рокапоповые «Нумер 482» и развеселая
карпатская «Перкалаба». После того, как часов в полдвенадцатого публика
неохотно разбрелась, а музыканты и «экспортированные» из Киева
журналисты погрузились в автобусы, выяснилось, что оставлять
выступавшие на фесте группы в Полтаве никто на ночь не собирается. Днем
участников «десантировали» на сцену прямо из автобусов, ночью, со
сцены, – в Киев. Хотя, вообще-то, на фестивали все и приезжают, в
основном, для того, чтобы потусоваться, а не только «работать, работать
и еще раз работать». Организаторы «Мазепы» объяснили скорый отъезд тем,
что денег у «Нашей Украины» и всех остальных спонсоров, как водится, не
хватило…

Битва за Полтаву: день второй

Второй и последний вечер феста. От предыдущего он отличался
усиленной до навязчивости агитацией за Блок Ющенко. И появлением в
продаже не только кассет, но и маек с эмблемой фестиваля.

Сцену, кстати сказать, украшал желто-черный орнамент и, почему-то –
мешки, то ли с песком, то ли с цементом. Как объяснили журналистам
организаторы «Мазепы», геометрические изыски модных художников
О.Тистола и Н.Маценко знаменовали казацкий и гуцульский кресты,
вписанные друг в друга. Правда, вблизи и без того мало понятный рисунок
«распался» на отдельные полоски-детали. «Простым» зрителям замысел не
объяснили, и, насколько я могу судить, в сценографии они поняли еще
меньше моего.

А вот «агитация», и атрибутика публике явно нравились.

Что же касается музыкального наполнения завершающего вечера – его
кто-то словно нарезал ножом. Первые нескольких групп показались
совершенно безликими. Причем, их музыку не спасали даже элементы
популярных у вообще всего украинского музмолодняка хипа-хопа и ска:
публика откровенно скучала. Настоящее веселье началось, когда на сцену
вышли виннитчане «Очеретяний Кіт». С их рок-«коломыек», регги, спетых а
капелло «Напередодні Юр'єва Дня», их флейт, скрипочек, гитар,
хрипловатого голоса солиста для меня и стартовал настоящий
рок-праздник. Когда в наступающих сумерках Певческое Поле «заводили»
старички «Краяни», стадион уже ревел во все голоса и не слезал со
скамеек. В то время, как долго и на редкость драйвово играли «Борщи»,
ошалевший от рок-счастья зал уже напоминал банду рок-дервишей, в
неистовстве танца забывших даже собственные имена. 2.jpgКогда
хэдлайнеры «Мертвий Півень» в компании с В.Морозовым вышли на сцену со
спичем из нескольких пунктов (первым значился «Слухайте українське!»,
вторым – обязательное морозовское «Свій до свого по своє»), Полтава во
всю мочь скандировала «Слава Україні!» и явно была от себя и от
осознания этих своих слов в экстазе. И тем громче принялась напару с
Морозовым распевать его знаменитую «I Love Mу Ukraine». В общем, было
патриотично и весело.

Последних музыкантов-гостей «Мазепы» – «Гайдамаков», – разгулявшийся
зал просто отказался отпускать со сцены. Хотя и была уже, почитай,
полночь. Увы, все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 2005-м году,
пообещали всем напоследок, «Мазепа-Фест» будет продолжаться уже три дня.

«Вставай, Енею! Годі спати»…

В странной, все-таки, стране живем. Укррок на то, собственно, и
«национальный» – что, по определению, изначально и добровольно
патриотичен. Без привкуса какой-либо казенщины. Значит, слушатели такой
музыки автоматически попадают под воздействие комплекса
«украинофильских» идей («I Love Mу Ukraine» – и точка.) И позже – сужу
непосредственно по себе, – ощущение правоты подобного взгляда на мир не
выкуришь из подсознания даже психоанализом. При мне к мирно отдыхавшему
на травке «Вию»- Д. Добрый-Вечиру подходили юные люди из Полтавы и даже
уездных Кобеляк. 3.jpg«Благодаря
вашей музыке и вообще укрроку, – говорили они (и некоторые мучительно
краснели), – мы осознали, что мы – украинцы. Что у Украины – свои
культура, язык и история, которыми тоже можно и нужно гордиться.
Благодаря этому, мы совсем по-другому воспринимаем собственную жизнь и
то, какие у человека должны быть в ней ценности. Короче говоря, мы –
изменились. А для начала, начали разговаривать по-украински. Скажите,
это ведь не страшно, что иногда по старой привычке сбиваемся на
русский?.. »

Проводить рок-фестиваль в Полтаве можно было уже только ради
подобных признаний и прозрений (как знают филологи, т.наз. «языковая
картина мира» различается у носителей разных языков. А мотивации
говорящего и думающего по-русски таки отличаются от мотиваций индивида
«украиномовного» или франкофонного и т.д…) Конечно, правильнее всего
было бы организовывать подобные «Мазепа-Фесты» по всей Украине, но…

По материалам: Антон КЛОЦ [14.06.2004] www.tribuna.com.ua

Comments are closed.

Основна мова вашого переглядача: